3 классных способа использовать мотоблок в строительстве

Универсальность всей сельскохозяйственной техники зависит, в первую очередь, от ее оснащенности. Базовая комплектация не позволяет реализовать многие из тех функций, которые может выполнять мотоблок, поэтому он используется в основном для вспашки делянок и рыхления грунта, то есть как «моторизованный» плуг. А ведь возможностей у этой машины значительно больше. Разберемся, как расширить сферу применения мотоблока и какое навесное оборудование для этого следует приобрести.

Разновидности и особенности оборудования

А вот с подробностями придется рассмотреть отдельно с другой статье. Во-первых, возможность установки того или иного вида навесного оборудования зависит от особенностей конструкции мотоблока. Во-вторых, все устройства имеют различные модификации, и описывать все их специфические отличия просто нереально.

*Указанные цены – начальные, для самых дешевых вариантов. По некоторым позициям они могут быть выше в несколько раз.

Фрезы, плуг

Разновидности и особенности оборудования

По сути, эти приспособления – аналоги. С фрезами гораздо удобнее работать на небольших сегментах территории. Если в базовой комплектации мотоблока их нет, то для дачных соток прикупить не помешает. Продаются в 3-х исполнениях – для «углубленной обработки», роторные и активные. Специалист по продажам подскажет, что целесообразнее выбрать, исходя из марки (мощности) мотоблока, характеристик почвы, а также под какую культуру готовится территория.

Цена – от 2 750 рублей.

Для мелких фермеров, которым приходится обрабатывать значительные площади, больший интерес представляет плуг. Он может быть большим (назначение понятно), универсальным или так называемым «плоскорезом». Опять-таки – выбор разновидности определяется спецификой применения.

Цена – от 3 880 рублей.

Косилка

Разновидности и особенности оборудования

Вещь полезная, но не для каждой машины подходит из-за особенностей установки и применения. Придется уточнять. Но если владелец дачного участка ранее приобрел триммер (о выборе которого писали здесь), то ему покупать косилку вряд ли стоит.

Цена – от 13 850 рублей.

Картофелевыкапыватель

С точки зрения целесообразности приобретения интерес представляет только для мелких фермеров или собственников больших огородов. На дачах если кто и сажает этот корнеплод, то в количестве не больше 2 – 3 десятков лунок, для того, чтобы просто полакомиться, а не для заготовки на зиму.

Рабочая часть представляет собой решетку, которая поднимает пласт грунта. Земля просеивается, а картофель остается.

Разновидности и особенности оборудования

Цена – от 1 760 рублей.

Окучник

Для чего он нужен, понятно – засыпать землей место высадки культур (семян, корнеплодов, картофель удобно сажать). Обработка производится рядами, как и вспашка или рыхление. Приспособления имеют различную конструкцию – одинарные диски, сдвоенные, с различной установкой (по центру, со смещением). Вариантов достаточно.

Цена – от 1 680 рублей.

Грунтозацепы

Разновидности и особенности оборудования

Название говорит само за себя. Такие приспособления устанавливаются на колеса, предотвращая их прокручивание, что наблюдается на проблемных участках, при повышенной нагрузке и в ряде других случаев.

Цена – от 2 750 рублей.

Некоторые приспособления не настолько востребованы, но в ряде случаев очень даже пригодятся. Особенно тем дачникам, которые постоянно живут на участках, даже зимой.

  • Аэратор. Служит для насыщения грунта кислородом. Тонкие острые «иглы» в процессе работы машины оставляют в почве отверстия, через которые воздух проникает вглубь.
  • Щетка. С ее помощью можно очистить территорию от мусора или свежевыпавшего снега, если его слой небольшой.
  • Снегоуборщик. Шнекового типа откидывает, а бульдозерного (нож) сгребает выпавший снег – стоит порядка 14 850 рублей.
  • Прицеп (телега). Разновидностей много, в том числе, и с опрокидывающимся кузовом (так называемый «адаптер»). Дачникам это не интересно, а фермеру точно пригодится – от 16 100 рублей.

Что учесть при выборе

Разновидности и особенности оборудования
  • Следует приобретать доп/оборудование только от производителя мотоблока. Если приспособление изготовлено другой фирмой, то не факт, что его получится установить (зависит от особенностей крепления). Но даже совпадение всех «посадочных» (стыковочных) гнезд не гарантирует эффективную работу устройств (например, несовпадение в крутящем моменте или что-то еще). Другими словами, изделия должны быть совместимыми.
  • Для присоединения некоторых приспособлений понадобится сцепка, а она не всегда входит в базовую комплектацию. Поэтому, планируя модернизацию своего мотоблока, нужно учесть, что, скорее всего, придется покупать и ее.

Остается добавить, что это далеко не весь ассортимент оборудования. Инженеры-конструкторы постоянно что-то совершенствуют на уже имеющихся приспособлениях, организовывают выпуск новых – уследить за всеми изменениями практически невозможно. Тем, кто хочет модернизировать свой мотоблок, усовершенствовать его работу, целесообразно регулярно заходить на сайт производителя и знакомиться с новинками.

Замесить бетон

Движущиеся элементы в мотоблоке можно использовать не только для распахивания земель. Замесить бетон таким способом тоже возможно. Необходимо поместить мотоблок в таз со смесью для бетона и крепко установить оборудование.

Затем завести мотоблок и поставить на самый высокий скоростной режим. Лопасти начнут постепенно перемешивать раствор. В это время можно добавлять воду. В результате получается готовая смесь для заливания бетона, ничуть не хуже, чем в бетономешалке.

Читайте также:  Пишем заявление в управляющую компанию о замене труб

Преимущества такого способа:

  • экономит время и ресурсы;
  • не требует покупки дополнительного оборудования.

Главное, чтобы мотоблок не работал медленно, иначе состав будет трудно хорошо размешать.

Поэтапная сборка адаптера

После того, как продуманы необходимые чертежи и размеры деталей, найден материал и подготовлен инструмент, можно приступать непосредственно к сборке адаптера.

  1. К отрезку квадратного металлопрофиля длиною около 180 см перпендикулярно привариваем металлопрофиль длинной около 60 см. Именно этот отрезок будет креплением для колес. Стойки колес должны быть высотой не меньше 30 сантиметров.
  2. Привариваем раскосы к основной раме и колесным втулкам.
  3. Размеры основной рамы буду около 40х40 см, они могут изменяться в зависимости от индивидуальных пожеланий конструктора. К заднему краю рамы приваривают швеллер №10. Боковые трубы скрепляются надежными болтами.
  4. Затем к раме приваривают рычаг управления. Для увеличения усилия при управлении рычаг может иметь одно или несколько колен длинной около 70−80 см. Колена скрепляются болтами.
  5. Как подставку под сиденье можно использовать трубу длинной около 30–40 см, которая надежно приваривается к основной раме.
  6. Привариваем сцепку к мотоблоку.
Поэтапная сборка адаптера

Предлагаем Вам также ознакомиться с видео, где продемонстрированы различные виды адаптеров и их особенности для мотоблоков нескольких известных марок.

Нева:

Изготовление самодельного снегоуборщика

Для уборки снега можно задействовать не сам мотоблок, а только его двигатель. Кровельное железо идет на изготовление корпуса шнека снегоуборщика. Фанера 10-миллиметровой толщины подойдет для создания боковин. Рама сваривается из металлического уголка. Полдюймовую трубу приспосабливают под ручку, а из трубы в три четверти дюйма делают вал шнека. Сквозной пропил, сделанный посередине трубы, служит для крепления металлической пластины (лопатки), имеющей размеры 120 на 270 мм. Лопатка предназначена для того, чтобы при вращении вала откидывать снег. Пододвигать снежную массу к лопатке в данной самодельной конструкции снегоуборщика должен двухзаходный шнек, для изготовления которого берется боковина автопокрышки или транспортерная лента толщиною 10 мм. Достаточно полутора метров такой ленты, чтобы вырезать электролобзиком четыре кольца. Диаметр каждого их них должен быть равен 28 см.

Для изготовления самодельного снегоуборщика понадобится кровельное железо, фанера, транспортерная лента, трубы разного диаметра, металлические уголки, закрытые подшипники

Для крепления платформы быстросъемного двигателя, позаимствованного у мотоблока, к трубе перпендикулярно пластине приваривают металлические уголки. Для свободного вхождения вала в самоцентрирующиеся закрытые подшипники 205 необходимо сделать на его концах пару пропилов и обстучать их. После этой операции уменьшается диаметр вала. Для шпонки под звездочку с одной стороны вала делается паз.

Важно! Подшипники должны быть обязательно закрытые, так как нельзя допускать попадания снега в них.

Шнек приводится в движение с помощью цепи или ремня, если на двигателе от мотоблока установлен шкив. Все необходимые детали (шкивы, ремни, подшипники) можно купить в авто-магазинах

Конструкцию лучше ставить не на колеса, которые будут застревать в снегу, а на лыжи. Из деревянных брусков вытачиваются основания лыж, на которое крепят пластиковые накладки для лучшего скольжения. В качестве накладок можно использовать короба, применяемые при монтаже электропроводки.

Снегоуборщик на лыжах легче скользит по снежному покрову, поэтому человеку, им управляющим, приходится прилагать меньше физических усилий

Поворотный желоб, необходимый для откидывания снега в нужном направлении, изготавливают из пластиковой канализационной трубы большого диаметра (не менее 160 мм). Закрепляют его на такой же трубе меньшего диаметра, присоединенной к корпусу шнека. К поворотному желобу крепят кусок канализационной трубы, которая будет направлять выброс снега. Диаметр желоба должен превышать ширину лопатки шнека, чтобы не задерживать продвижение снежной массы, откидывающейся с ее помощью.

Важно! Поворотный желоб позволяет регулировать не только направление отброса снега, но и дальность. Длина желоба влияет на расстояние, на которое может максимально «отлететь» снежная масса.

Вид самодельного снегоуборщика, оснащенного двигателем от мотоблока, в собранном состоянии перед проверкой его работоспособности в заснеженном дворе частного дома

Чтобы придать самодельной конструкции презентабельный вид, надо покрасить все ее детали в яркий цвет. После завершения работ самоделка апробируется, а затем эксплуатируется в течение всего зимнего периода. Некоторые мастера идут еще дальше, изготавливая самоходный вариант снегоуборщика.

Советы самоделкина: как собрать садовый измельчитель из дисковых пил:

Механизировать ручной труд стремятся все люди, живущие на земле. Прочитав, как сделать снегоуборщик из двигателя мотоблока и других запчастей, некоторые не станут «изобретать велосипед», а решат купить заводскую модель снегоуборщика. Для покупки бюджетного варианта потребуется около 20-30 тыс. рублей. Приобретение насадки заводского изготовления к мотоблоку обойдется дешевле в полтора-два раза. Для сборки самодельной конструкции придется потратиться лишь на покупку некоторых запчастей, а также выделить для выполнения работ пару дней. В любом случае проблема уборки снега с придомовой территории будет решена.

Снегоуборочные насадки: виды и особенности

Очистка территории от снега зимой занимает долгое время, отнимая много сил. Чтобы упростить задачу и быстрее освободиться от тяжелой работы, придумали снегоуборщики для мотоблока. Они бывают разными, и у каждого имеются свои особенности. Оборудование приобретают в магазине или делают своими руками.

Снегоуборочные насадки

Для мотоблоков Нева навесное оборудование для уборки снега бывает нескольких видов, среди которых: навес, отвал и роторная щетка.

Даже с залежалым снегом вполне сможет справиться навес. Ширина обработки составляет около 60 см. В отличие от навеса, отвал убирает меньший слой, в то же время ширина полосы составляет около 1 м.

Если снег только выпал, лучше использовать для его устранения роторную щетку. Во время работы стоит быть готовым к тому, что управлять мотоблоком станет труднее. Это связано с тем, что щетка имеет большую массу.

Как сделать снегоуборочные насадки самому

Снегоуборочные насадки: виды и особенности

Зимой насадки могут обойтись довольно дорого, поэтому экономичнее использовать для очистки территории мотоблоки и орудия к ним, сделанные своими руками.

Читайте также:  Сварка полипропиленовых труб своими руками

Наиболее легкий в изготовлении вариант – отвал бульдозерного вида. Чтобы сделать такую насадку, нужно придерживаться следующей инструкции:

  1. Возьмите металлический лист. Он будет в качестве острого ножа для уборки снега. Чтобы проще было очищать территорию, металлический лист должен иметь заостренный край.
  2. К агрегату прикрепите специальный адаптер. Все элементы насадок должны быть из стали.
  3. Возьмите штанги и кронштейны и скрепите ими все детали между собой.

Еще один способ сделать роторную насадку, но процесс изготовления будет сложнее. Необходимые инструменты для создания такой насадки:

  • Труба, из нее делают вал. Толщина его должна составлять более 5 мм.
  • Короб из железных листов.
  • Редуктор.
  • Шнек самодельный из транспортерной ленты.

Чтобы сделать роторную насадку рекомендуется использовать чертежи и схемы.

Мобил К МКМ-ПРЕМИУМ MBK0018483

Мобил К МКМ-4 ПРЕМИУМ MBK0018483

Российский мотоблок с двигателем компании Honda обрабатывает площадь 20 га. Техника относится к профессиональному уровню, что обеспечивает высокое качество обработки грунта. Как все модели линейки «Премиум», мотоблок имеет шестеренчатый редуктор, создан с использованием комплектующих высокого качества отечественного и зарубежного производства.

В модели предусмотрено подсоединение навесных модулей.Это позволяет выполнять дополнительные операции, связанные с уходом за сельскохозяйственными растениями и уборкой урожая.

Характеристики:

  • Тип – бензиновый
  • вес – 67 кг
  • объем бака – 3,1 л
  • колеса – пневматика

ПЛЮСЫ:

  • Высокая проходимость
  • надежность
  • в комплекте 6 фрез
  • малый расход топлива
  • карбюратор с гальваническим покрытием, что надежно защищает его от негативного воздействия
  • для устойчивости в стоячем положении есть небольшое колесо
  • удобное управление

МИНУСЫ:

  • Работает на бензине высокого качества

Об устройстве мотоблока

Далее вы узнаете какой мотоблок лучше было понятнее, в чем же состоит принцип самодельного изготовления мотоблока и его дополнительных комплектующих, надо детальным образом рассмотреть само устройство мотоблока как средство малой механизации. Итак, данный агрегат включает в себя несколько основных рабочих узлов:

  • Основная движущая сила, т.е. двигатель.
  • Трансмиссия.
  • Ходовая часть.
  • Основные элементы управления.

Двигатель

В качестве основной движущей силы в конструкции мотоблоков используется стандартный двигатель внутреннего сгорания. В зависимости от типа и марки мотоблока, например Кайман Варио, Патриот Урал, Техас, Прораб, Кроссер, Викинг, Форза применяемый двигатель может быть различным:

  • Бензиновый 4-тактный двигатель. Этот движок используется для агрегатов, относящихся к легкому и среднему классу устройств.
  • Дизельный 4-тактный двигатель. Подобного рода моторы используются на тяжелых и мощных мотоблоках, предназначенных для работы на самых сложных участках поверхности.

Видео: Лучший дизельный мотоблок

Более подробно о работе дизельного мотоблока смотрите на видео:

Безусловно, встречаются в комплектации и 2-тактные моторы, но они используются в довольно старых моделях мотоблока, существенно уступая 4-тактным по силовой тяге. Однако, большинству потребителей достаются именно 4-тактные двигатели, работающие на бензине. В их устройство входят следующие системы:

  • Система, отвечающая за подачу горючего. Состоит из бака с горючим, карбюратора, воздушного фильтра и шланга для топлива.
  • Смазочная система, осуществляющая процесс смазывания тех деталей, которые трутся между собой.
  • Стартер, обеспечивающий раскрутку коленвала.
  • Охлаждающая система, которая уводит тепло от блока цилиндра мотора при помощи воздушного потока.
  • Система зажигания, которая производит искру на свече зажигания.
  • Газораспределительная система, которая обеспечивает поступление топливовоздушной смеси в цилиндр мотора, а также отвечает за выход отработанных газов.

Важно то, что двигатель продается уже со всеми основными рабочими системами, что существенно облегчает процесс самодельного изготовления мотоблока.

Трансмиссия

Основной функцией трансмиссии является передача крутящего момента от мотора к колесной базе, а также регулирование скоростей и смену движения агрегата. В её конструкцию входит несколько рабочих узлов: редуктора, сцепления, коробки передач и дифференциала (есть не во всех моделях).

Трансмиссия может быть нескольких типов:

  • Шестеренчатая.
  • Ременная.
  • Цепная.
  • Комбинированная.

В основном, классический тип шестеренчатой трансмиссии используется на тяжелых мотоблоках, а состоит он из конических и цилиндрических шестерен.

Остальные типы трансмиссии используются в легких и средних типах мотоблоков. При этом, вне зависимости от типа трансмиссии, в конструкции находится ВОМ – вал отбора мощности, который передает крутящий момент к рабочим узлам агрегата.

Что касается сцепления, то оно может быть различным:

  • В виде клиноременной передачи. Суть процесса состоит в рычаге сцепления, которая натягивает или ослабляет ремень, чем передает, либо прекращает передачу крутящего момента от мотора к редуктору.
  • Однодисковое или многодисковое сцепления сухого или мокрого типа.
  • Коническая муфта.
Читайте также:  Инструменты для покраски стен и потолков

В большинстве качественных мотоблоков Садко, Дон, Хутер, Профи, Пахарь, Чемпион, Карвер используется второй тип сцепления, который отличается наибольшей надежностью.

Ходовая часть

Ходовая часть включает в себя не только непосредственно саму колесную базу, но и рамную конструкцию, к которой эти колеса крепятся, и где располагаются основные рабочие узлы мотоблока.

В более современных моделях мотоблока предусмотрено изменение расстояния между парой колес, что позволяет регулировать размер колеи мотоблока.

На сегодняшний день, различают два вида колес – пневматические и металлические с грунтозацепами.

Основные элементы управления

Управление мотоблоком находится на рукоятке агрегата, отвечая за изменение скорости и направления движения устройства. Среди элементов управления находятся:

  • Рычаги, руль и переключатели скоростей.
  • Управление сцеплением.
  • Рычаг или кнопка остановки двигателя.
  • Подачи газа и т.д.

В конструкции мотоблока отсутствует сиденье для человека (как и в мотоблоке Салют), поэтому само управление производится человеком собственноручно.

Особенности отвалов и роторных косилок

Для мотоблоков Patriot продаётся несколько комплектов навесного оборудования. Самые популярные модели выпускаются под названиями: Nevada и Comfort, Montana, Detroit, Dacota, «Победа». Часто используются роторные косилки для скоса травы и отвалы-лопаты для уборки снега в зимний период.

Косилки роторные Patriot осуществляют очистку земельных участков от травяных зарослей и мелких кустов. Например, сенокосилки Patriot KKR-3 к мотоблоку Detroit и ККК-5 к машине Nevada этой же фирмы «Патриот» скашивают траву таким образом, что после уборки участка она укладывается в ровные рядки. Это значительно облегчает уборочный процесс. Роторная косилка KKH-4 к машине Dakota PRO очень легка в управлении, срезанную траву скатывает в валики. Вес роторных косилок составляет 20-29 кг. Стоят они от 13 до 26 тыс. рублей. На мотоблоке «Патриот Победа» узел крепления косилок своеобразный и отличается от такого элемента на других моделях российского производства.

Роторные косилки к мотоблокам «Патриот» могут быть расположены спереди и сзади них. Бывают модели, размещённые сбоку. Такое навесное оборудование не требует определённых навыков в обращении с ним, оно надёжно. Уход за этой техникой прост.

В зимний период нашли широкое применение снегоуборщики. Поскольку мотоблоки «Патриот» хорошо зарекомендовали себя, как машины, способные работать при низких температурных режимах, то будучи наделёнными ручным запуском, они могут функционировать при сильных морозах. Особенность снегоуборщика заключается в том, что он хорошо справляется с уборкой свежего снега, уже спрессованного снежного покрова, а также с наледью. В качестве рабочего инструмента выступает шнек, оснащённый зубьями (ножами). Такой шнек даёт возможность менять направление движения отвала-лопаты, а также регулирует высоту срезки снежных сугробов.

Бак для топлива заправляют бензином. Работа может осуществляться и при помощи электричества. Ремонтировать и обслуживать такое навесное оборудование очень легко. Рукоятки руля имеют дополнительную функцию, они наделены элементами подогрева. Снегоуборщик дополнен оптическими компонентами, что даёт возможность проводить расчистку участка от снежного покрова даже в позднее время суток. Отрицательным моментом в использовании отвала является необходимость долгой его очистки от налипшего снега после завершения работ.

Мотоблоки «Салют»

Ярким представителем российских производителей являются мотоблоки марки «Салют». Преимущество данного агрегата заключается в сбалансированном соотношении цены и качества. Одной из первых моделей, которая и сейчас пользуется спросом и остаётся на рынке, является мотоблок «Салют-5». Конструкция данного агрегата настолько проста и надежна, что он легко завоевал любовь населения среднего класса. Популярность модели вдохновила ее производителей на создание более совершенного и модернизированного образца – «Салют-100». Этот агрегат имеет повышенную мощность, благодаря чему, вкупе с большим количеством навесного оборудования, расширилась и область его применения.

Мотоблоки «Салют»

Уменьшение шума от агрегата

Даже самые современные и дорогие мотокультиваторы издают сильный шум во время работы, особенно на повышенных оборотах. Этот фактор сильно утомляет оператора и может послужить поводом для ухудшения отношений с соседями. Решить проблему поможет самодельный глушитель. Это задача, которая по плечу любому мастеру, имеющему начальные навыки обращения с железом.

Для того чтобы сделать глушитель для мотоблока своими руками, потребуются такие инструменты и материалы:

  • рулетка;
  • сварочный аппарат;
  • болгарка;
  • электрическая дрель;
  • молоток;
  • алюминиевый хомут;
  • нержавеющая сталь толщиной 2 мм;
  • металлическая стружка.

Собрав все необходимое, можно начинать усовершенствовать выхлопную систему.

Уменьшение шума от агрегата

Делается это в такой последовательности:

  1. Из нержавеющей стали изготовить 2 трубы овального сечения. Диаметр труб должен различаться на 1-1,5 см. Стыки труб скрепить с помощью сварочного аппарата.
  2. В трубе меньшего диаметра проделать максимальное количество отверстий диаметром 8 мм. Обмотать ее металлической стружкой. Примотать стружку стальной проволокой.
  3. Вставить меньшую трубу в большую. Зафиксировать их в нужном положении с помощью стальных прутков и сварки.
  4. Прикрепить глушитель к выхлопной трубе и зафиксировать хомутом.

Уровень шума после такого усовершенствования снизится в несколько раз. Срок службы самодельного глушителя составит не менее 5 лет. Так, довольствуясь малым, можно значительно улучшить условия проведения сельскохозяйственных и прочих работ с использованием мотоблока.